Как расшифровать VIN
ЯВКА С ПО-VIN-НОЙ

Когда и где вы родились? Кем работали? Расскажите о деталях! Такой "допрос" учиняет автомобилю, особенно иностранному, будущий владелец.

К началу восьмидесятых большинство иномарок обзавелось единообразными идентификационными кодами VIN (Vehicle Identification Number; кстати, у отечественных машин они тоже есть - см. ЗР, 2000, № 8). Взглянув на семнадцатизначную комбинацию цифр и букв на табличке где-нибудь под капотом, специалист получит ответ на названные выше вопросы. Расшифруем VIN-коды некоторых популярных в России иномарок.

VIN=WMI+VDI+VIS. Эта формула показывает, из чего состоит идентификационный номер. Первая часть - WMI (World Manufacturers Identification), индекс изготовителя - занимает три позиции. Здесь обычно указаны географическая зона и страна, где сделана машина. Например, на первой позиции VIN-кода европейских автомобилей может стоять S или последующая буква латинского алфавита (S - Великобритания, бывшая ГДР или Польша, W - Германия, Z - Италия, Словения, Литва). Азиатам отдали часть азбуки от J до R (кроме О и Q): J - сделано в Японии, Китай завладел буквой L, а N поделили Турция и Пакистан. VIN любого американца начинается с 1.

Многие сборочные заводы имеют собственные индексы: идентификационные номера "фольксвагенов" возглавляют буквы WVW, WV1, WV2; у "мерседесов" обозначение единое - WDB; у ФИАТа - ZFA. Кстати, если фирма не особенно плодовитая, выпускает не более 500 автомобилей в год, то на последнем месте WMI всегда стоит "9" (например, индекс "Ламборгини" - ZA9). Код завода-изготовителя таких моделей скрыт на 12-14 позициях VIN-кода.

VIS (Vehicle Identification Section), так называемая отличительная часть - это последние восемь букв и цифр идентификационного номера. У большинства машин первые позиции VIS говорят о годе, иногда даже месяце выпуска и заводе, где был собран этот автомобиль. Остальное место отдано под индивидуальный порядковый номер (у нас известный также как "номер кузова"). Количество входящих в него знаков колеблется от трех до восьми, причем последние четыре - обязательно цифры.

VDI (Vehicle Description Section) - описательная часть - занимает шесть позиций в серединке. Она расскажет о модели автомобиля, кузова, двигателя, коробки передач, комплектации или других технических данных. Обязательного образца не существует, заводы-изготовители имеют полное право на свободу творчества. Чем они и пользуются, поэтому мы, в свою очередь, выделим эту часть (плюс пару последующих символов VIS, определяющих дату и место выпуска) VIN-кодов иномарок, популярных в России, в таблицу 1 и поясним ее.

Обозначению модели автомобиля фирмы-производители отводят разное количество знаков. Например, БМВ обходится четырьмя: АА11 - это двухдверная модель 325i с двигателем Е30 или DK51 - "520-я" с четырьмя дверями и мотором Е28. Расчетливый "Мерседес" выделил три цифры: например, 201 - "сто девяностый" (кузов W201) или 126 - S-класс, W126.

Некоторые производители задействуют еще одну позицию, чтобы конкретизировать тип двигателя. Например, у "Мерседеса" на седьмом месте VIN-кода стоят 0 или 2 - это означает, что под капотом бензиновый мотор; 1 - дизельный.

По большинству VIN-кодов нетрудно узнать модельный год, когда был выпущен автомобиль - обозначение даты рождения единое, латинской буквой или цифрой на десятой позиции (табл. 2). Одно из исключений: европейское отделение "Форда" использует для этого одиннадцатую позицию, зато на следующей педантично уточняет дату изготовления до месяца.

По закодированной в семнадцати знаках информации иногда можно понять, насколько опасна машина для окружающей среды. Пара кодов для "Шкоды-Фелиция": А - соответствует устаревшим экологическим нормам (ЕЭК ООН R83.01А); G - "зеленый" автомобиль, оснащенный каталитическим нейтрализатором.

У многих иномарок (как правило, у американцев или уезжающих на постоянное место жительства в США или Канаду) на девятой позиции идентификационного номера ставят так называемую контрольную цифру. Ее определяют путем сложных математических расчетов: формула, по которой из соседних цифр VIN-кода можно получить контрольную, известна только производителю. По этой позиции специалисты легко идентифицируют перебитый номер: если изменить хотя бы один знак VIN, другой станет и контрольная цифра.

Американцы обычно оговаривают, какие системы пассивной безопасности установлены на автомобиле. Например, у "шевроле", рожденных в 1995-1996 гг., "1" на седьмой позиции идентификационного номера говорит о ремнях безопасности, "2" - еще и о двух подушках, "3" - только о водительском "эйрбэге".

Пустые клеточки таблицы - резервные позиции VIN, не несущие никакой информации. Производитель автомобилей может заполнить их любыми понравившимися ему знаками.

Как видите, код VIN вполне можно расшифровать, не прибегая к услугам криминалиста. Отсюда - совет будущим покупателям подержанных машин: лучше вовремя "допросить" автомобиль, воспользовавшись приведенными здесь сведениями, чем потом отвечать на неприятные вопросы самому...

Американский " Форд Эскорт" 1995 модельного года.

1. Страна-производитель (1 - США).
2. Фирма-производитель (F - "Форд", так же обозначают американскую "Мазду" и "Меркьюри").
3. Тип автомобиля (А - легковой).
4. Система безопасности (S - ремни безопасности, обычные и с преднатягом; две подушки).
5. Идентификатор марки (P - "Форд", М - "Меркьюри").
6-7. Серия и тип кузова (15 - Type 74D, 5-дверный универсал в базовой комплектации).
8. Двигатель (J - рядный четырехцилиндровый, объем 1,9 л).
9. Контрольная цифра.
10. Год выпуска (S - 1995).
11. Завод-изготовитель (W - Уэйн, штат Мичиган).
12-17. Порядковый производственный номер.

"Фольксваген Гольф II" 1989 модельного года.

1-3. Индекс изготовителя (WVW - "Фольксваген", легковые автомобили и "Кэдди").
4-6. Свободные позиции для заполнения.
7-8. Модель (1G - "Гольф II", "Джетта II").
9. Свободная позиция для заполнения.
10. Год выпуска (К - 1989).
11. Завод-изготовитель (W - Вольфсбург, ФРГ).
12-17. Порядковый производственный номер.

 

Источник: Журнал "За рулем", N11, 2000 г.


 
Назад        На главную